Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн: на стыке культур…

Современный мир очень динамичен. Люди постоянно меняют место жительства и, родившись на одном конце Света, могут большую часть жизни провести совсем в другом государстве. Вместе с этим меняется и их привычная система ценностей, в том числе представления о красоте. Особенно это заметно, когда речь идет об экстерьере загородного дома. Ландшафтные решения часто становятся отражением процесса взаимопроникновения культур. Они могут быть одинаково далеки и от тех оригинальных стилей, на основе которых зародились, и от того, что в среде дизайнеров принято называть садовой эклектикой.

 

Предыстория

Тони Билл родился в одной из южных стран, но уже 19 лет живет в Великобритании, недалеко от Лондона. Участок возле дома, который приобрел Тони с семьей, был небольшим и, как сказал бы любой дизайнер, достаточно сложным: вытянутый в длину клочок земли шириной всего 10 м не имел никакого естественного рельефа, был скучным и к тому же изрядно запущенным. В силу понятных причин – географических и климатических – точное воплощение в жизнь схем садов, принятых на исторической родине Тони, представляло слишком непростую задачу. Да в этом и не было особой надобности: в Англии существуют свои освященные веками садовые традиции, которые во всем мире признаны лучшими. В итоге десять лет труда Тони потратил на создание сада, который напоминал бы ему о далекой южной родине и в то же время воплощал основные тенденции английского садоводства, и при этом мог развиваться, расти, хорошеть год от года.

Хозяин сада обошелся без привлечения проектировщиков и профессиональных садовников – все было создано собственными руками. Прочитанные журналы и книги по садоводству, посещение цветочных шоу и врожденное чувство пространства помогли ему сделать сад очаровательным и уютным, невзирая на не слишком удачные изначальные данные участка. Сегодня сад способен привлечь внимание даже искушенных в ландшафтном дизайне специалистов, а начинается он с пространства перед домом.

 

В палисаднике

Придомовая территория – сложное по своим функциям местечко. Для Тони это — и парковка для автомобилей, принадлежащих членам семьи, и парадная зона, и площадка для отдыха, где расположился уютный ажурный столик и три таких же стульчика. Площадка слегка приподнята над уровнем земли. Ее контуры носят плавный и асимметричный характер. Впрочем, пластичность очертаний и отсутствие строгой симметрии присущи саду в целом. Здесь, за столиком, можно приятно отдохнуть и расслабиться, встретить вечером тех из домочадцев, кто подзадержался на работе, а в летнюю пору поболтать с заглянувшим на минутку соседом. Уютное освещение в вечернее время, пышная куртина папоротника рядом со столиком, площадка, декорированная керамическими кашпо с различными растениями, и вид на небольшую клумбу перед домом – все это делает пребывание в палисаднике комфортным и по-настоящему домашним, хотя, на самом деле, от улицы эта часть дома ничем, кроме клумб, не отделена.

На клумбах, расположившихся в тени деревьев и служащих условной границей между улицей и придомовой территорией, созданы довольно простенькие на вид композиции. Они состоят из неприхотливых растений, способных жить в тени (в большинстве своем это хосты и папоротники), отсыпок из щепы и гальки, а также из керамических кувшинов, столь часто встречающихся в настоящих средиземноморских садах.

Центральная клумба палисадника имеет довольно сложную конфигурацию. Ее смысловым центром стала площадка квадратных очертаний с композицией из камней и растений, в которой первые все же доминируют. Надо отметить, что площадка от этого только выиграла. Камни подобраны со вкусом, а немногочисленные растения, преимущественно весьма компактные, в форме небольших куртинок, только подчеркивают разнообразие цветов и фактур в этой композиции.

От кашпо с геранью и папоротниками, расположенного в центре клумбы, отходят три дорожки. В образуемых ими секторах клумбы среди россыпи камней высажены карликовые и медленно растущие хвойные растения (главным образом, туи и сосны), а также травы, мода на которые не проходит в Англии уже на протяжении многих лет, и оживляющие этот спокойный в плане колористики пейзаж герани. Дорожка, изгибаясь, ведет от места парковки к дому. Чтобы попасть в сад, «прелюдией» к которому служит палисадник, нужно пересечь ряд комнат. Последняя из них – гостиная – выходит окнами на «маленькую модель Вселенной», которую Тони воплотил на участке собственными силами.

 

Английский со средиземноморским

Небольшой навес, опирающийся на колонны белого цвета, защищает площадку-патио от столь частых в Англии дождей. Это переходная зона между домом и садом, вымощенная камнем и украшенная аккуратным квадратом клумбы все с той же характерной композицией из камней и неприхотливых растений. В ее центре – керамическое кашпо на небольшом постаменте, а по углам — клумбы и дальше по всей площадке расставлены еще несколько контейнерных растений, а также элементы декора в виде глиняных кувшинов и огромных стеклянных бутылок, в которых в средиземноморских странах принято хранить вино. Кирпичные стены и белые колонны, отделанные фактурной штукатуркой, украшают небольшие барельефы. Садовая мебель на террасе выполнена из тика и выглядит вполне комфортной. Хозяевам очень нравится обедать здесь в летнюю пору.

Слева участок окружен деревянным забором, верхняя часть которого не является сплошной, а представляет собой обрешетку. Справа в роли ограждения выступает живая изгородь из туй. Ей уже очень много лет, раньше за ней ухаживали соседи Тони. В гуще ветвей можно при желании выстригать ниши и ставить в глубине этих «зеленых гротов» скамейки, отдыхать на которых – одно удовольствие. Деревянный забор разделен на секции белыми столбами, которые увиты плющом или декорированы подвесными мини-клумбами с бальзаминами. Нижняя часть панелей из древесины с левой стороны участка прикрыта растениями, в большей степени характерными для Средиземноморья: это пальмы и драцены, успешно зимующие в мягком влажном климате Британских островов. Они высажены на слегка приподнятой над общим уровнем территории клумбе, пространство которой обильно украшено камнями, плющом и керамическими изделиями. Вообще эта часть в сочетании с узором дорожки выглядит как традиционно южная и тем самым создает определенный контраст с другой половиной сада, по которой плавно струится широкий ручей.

Изначально в этом месте не было водоема, а сегодня он является изюминкой сада. Раньше здесь имелась лишь прямая тропинка вдоль левой стороны участка, а все остальное пространство занимал газон. Несмотря на наличие уже готовой дорожки, при проектировании было выбрано единственно верное планировочное решение – асимметричное расположение основных зон в этом небольшом по площади и достаточно длинном саду, а также предпочтение сложных изогнутых форм прямолинейным. Так родился тот самый водоем – с извилистой береговой линией, округлыми и мягкими зелеными берегами. По одной стороне, между водой и туевой изгородью, садовая дорожка выполнена в виде отсыпки из гравия, с другой стороны вдоль берега идет ступенчатое мощение, подчеркивающее контуры водоема.

В двух местах ручей перекрывают небольшие плоские деревянные мостики. Первоначально, как свидетельствует семейный фотоархив, у них были поручни, от которых впоследствии отказались. В общем-то, именно водоем вместе с окружающими его малыми архитектурными формами делает сад особенно интересным. Его габариты заставляют вспомнить о японских садах, где каждый элемент выглядит, словно микромодель мира дикой природы. Ручей на участке Тони тоже кажется имитацией неторопливой речки с почти стоячей водой, а миниатюрные мостики лишь подчеркивают это сходство. Непосредственно возле террасы ручей становится достаточно глубоким – практически превращается в пруд, где вполне можно держать рыбок.

Противоположный конец водоема – классика английского ландшафтного дизайна. Кирпичная стена, зелень плюща, фонтан в виде львиной морды – это типичная картина для садов и садиков в британском стиле. От постороннего глаза этот источник воды скрыт арочным мостиком из кирпича, довольно крупным, с перилами. Попасть на мостик, чтобы полюбоваться фонтаном в те моменты, когда хозяева его включают, можно по лестнице с левой стороны. Ее широкие ступени выполнены из бетона и отсыпки. Кругом – оплетающая архитектурные формы зелень и множество фонарей, создающих по вечерам поистине волшебную атмосферу.

Нельзя не отметить то, как бережно хозяин отнесся к подбору растений. Те из них, что высажены на берегу водоема и внутри него, выглядят в высшей степени естественно. Возникает ощущение, что за каменным мостиком существует некое продолжение сада – место, откуда черпает воду фонтан в виде льва и где все растет так, как и сотни лет назад, когда домов не было здесь и в помине. «Средиземноморская» составляющая сада по-своему безупречна: в ней нет ничего лишнего, а сочетание различных элементов, вопреки ожидаемому конфликту, смотрится вполне гармонично. Только Тони знает, сколько труда ему пришлось вложить, чтобы все выглядело так, как сейчас – аккуратно и вместе с тем очень естественно. Известно, что садовым работам нет конца: за своим маленьким «раем» нужно следить круглый год, постоянно отшлифовывая каждый элемент.

Дать этому саду однозначную характеристику и четко обозначить его стиль довольно сложно. Возможно, в недалеком будущем для таких садов будет придумано свое особое название, ведь людей, которые хотят оформить загородный участок на свой вкус, по индивидуальному проекту, с цитатами из разных национальных культур, становится все больше. И у них порой получаются своеобразные шедевры. По крайней мере, некоторые сады, созданные на стыке культур садоводами-любителями без привлечения профессионалов, выглядят куда более естественно и органично, чем воплощенные на чужой земле пародии на общеизвестные стили, которые почему-то никак не желают становиться уютными и обжитыми.

Ландшафтный дизайн

Садовые дорожки – особая часть ландшафтного дизайна

Садовые дорожки – особая часть ландшафтного дизайна. Их необходимость ни у кого не вызывает сомнений. Для дизайнера создание «артерий сада» – очень важный и ответственный момент: дорожки должны быть проложены так, чтобы по ним действительно было удобно ходить, и при этом все работы нужно сделать грамотно, чтобы на поверхности не стояла вода после дождя, а срок службы покрытий был максимально продолжительным. Не менее значима и декоративная функция дорожек, которую определяет стиль сада.

Загородное строительство, начавшееся, казалось бы, не так уж и давно, ныне достигло такого уровня, когда заказчик в большинстве случаев уже не готов принять эклектичный проект, стремясь к созданию единого, гармоничного облика дома и прилегающего к нему сада. Поскольку территория загородного владения подчас довольно большая, сад часто разбивают на отдельные участки с разнообразным стилистическим решением. Скажем, сделав регулярной парадную часть, совсем не обязательно всю территорию оформлять точно так же, а, разместив в центральной части сада патио в мавританском стиле, весь остальной сад можно вполне разбить как пейзажный. Дорожки в каждом случае будут различаться как по рисунку, так и по материалам, из которых они выполнены.

Регулярный стиль

Сады Версаля – наиболее впечатляющий пример французского регулярного стиля. Со времен возникновения они являются образцом для подражания в тех случаях, когда нужно создать парадную обстановку. Ощущение торжественности, которое дает регулярный стиль, во многом строится на строгости исполнения садовых дорожек. Сеть дорожек, ее геометрия оказывают большое влияние на восприятие регулярного сада в целом. Четкие, с идеальными прямыми углами, с обязательным соблюдением осевой симметрии строгие дорожки характерны для французского стиля. Классический материал для таких дорожек – серая каменная крошка или смешанный с песком гравий. Менее строг голландский регулярный стиль, в котором, несмотря на сохранение прямолинейности и симметрии садовых тропинок, меньше требований предъявляется, например, к четкости их края, а потому дорожки можно делать из отсыпных материалов, позаботившись, разумеется, о бордюрах, выбор которых сегодня чрезвычайно широк.

Если дом выглядит как настоящий дворец или роскошная усадьба в классическом стиле, то вполне оправдано мощение парадной зоны сада натуральным камнем (плитняком, гранитом, мрамором). Особенно органичны они будут там, где и отделка дома частично или полностью выполнена с применением тех же самых камней.

Отличительная черта натурального камня – его уместность в саду любого размера. Разнообразие структур, красивые естественные цвета, долговечность – основные достоинства природных камней. Единственный их минус – высокая цена. Если такая роскошь не по карману, а регулярность стиля тем не менее хочется подчеркнуть мощением, стоит воспользоваться искусственными материалами, имитирующими натуральный камень. Прекрасно зарекомендовал себя в саду декоративный бетон, и прежде всего в силу разнообразия форм: существует более 100 вариантов, различных по фактуре и рисунку.

Для регулярного сада подойдут и обычные бетонные плиты для мощения. Правда, в последнее время их монотонность стараются разбивать, чередуя мощеные участки с участками, засеянными травой или засаженными растениями. Чаще всего мощение имеет вид шахматной доски, поскольку бетонные плиты укладываются именно в шахматном порядке. Свободное пространство озеленяется в полном соответствии жанру регулярности: чаще всего это газонная трава, которая поддается стрижкам и держит форму.

Можно использовать и банальное бетонирование, однако при современном обилии материалов закатанный в сплошной бетон сад будет выглядеть устаревшим. Поэтому чаще бетонирование делают частичным, сочетая его со вставками из других материалов, например клинкерного кирпича. Рисунок при этом должен, безусловно, носить спокойный характер, а вся сеть дорожек, как обычно, быть симметричной. Применение бетонирования позволяет создавать индивидуальные решения и заметно снижает стоимость работ.

Пейзажный стиль

Пейзажный стиль возник в Англии в пику французскому с его подчеркнутой искусственностью, бесконечными стрижками деревьев и строгой геометрией. Он противоположен регулярному – англичане старались сохранить в саду как можно больше от природы. В современных российских усадьбах пейзажным делают либо весь сад целиком, либо ту его часть, что начинается за домом.

Дорожки в таком саду извилистые, над ними нависают ветви деревьев, кустарников, высокие стебли трав. Часто они вообще не требуют мощения – его заменяет травянистое покрытие или отсыпки из щепы. В том случае, если принято решение замостить дорожку, стараются выбрать материалы естественных цветов. Кроме широко распространенной тротуарной плитки, для них широко применяется гравийный отсев или брусчатка. Брусчатка может быть как натуральной, так и искусственной, из бетона. Как правило, благодаря продвинутым технологиям искусственный аналог ни в чем не уступает своей натуральной предшественнице. Скажем, брусчатка из бетона при толщине 35–40 мм выдерживает машину в 30 тонн.

Так же, как и в регулярном стиле, здесь применим прием разбивки монотонного полотна дорожек, однако в этом случае куртинки трав или других невысоких растений не должны приобретать вид регулярных посадок, напротив, их следует высаживать хаотично, избегая даже намека на симметрию и периодичность.

Естественный стиль

Сады естественного (природного) стиля, или, как их называют в Европе, naturegardens, – это буквально часть окружающего участок леса, перенесенная в рамки ограды вокруг дома. Тот же состав растительности – те же цветы, травы, сорняки, привычные рябинки, ракитник или сосны, те же естественные ложбинки, пригорки, разбросанные тут и там камни, поросшие лишайниками. Однако нарушить впечатление «дикого» леса очень легко – достаточно устроить дорожку, не подумав о ее соответствии окружающему пейзажу, и эффект естественности будет утрачен. Поэтому нужно очень трепетно подходить к выбору материала для мощения.

Хорошо смотрятся в естественном саду булыжник или брусчатка, положенные таким образом, чтобы пространство между камнями могло зарасти травой. С ролью тропинки вполне справится цепочка плоских камней, вкопанных в землю, – шагать надо будет строго по камням, поэтому их подбор и установка потребуют скрупулезности.

Как ни странно, но именно в садах естественного стиля наиболее уместен искусственный материал – декоративный бетон. Дело в том, что с его помощью можно создавать разные имитации природных поверхностей. Например, тропинке в вашем саду, расположенном где-нибудь на Карельском перешейке, можно придать вид выхода скальных пород на поверхность. Еще один неплохой вариант – создание тропинок, выглядящих так, словно они выложены бревнами или деревянным брусом. Преимущество применения декоративного бетона, помимо его феноменальной прочности, состоит еще и в том, что вся площадь мощения представляет собой монолит и застывает буквально в течение двух суток.

Дороги в стиле модерн

Стиль модерн часто называют «последним великим». Родившийся на рубеже XIX–XX веков, он действительно был необыкновенно эффектен. Сегодня в арсенале большинства российских строительных компаний есть проекты домов, в которых безошибочно просматриваются черты модерна, а каждая кузнечная мастерская обладает богатым набором рисунков для металлических ворот, беседок, решеток и прочих садовых аксессуаров, выполненных в этом стиле. И такие проекты очень популярны. Поэтому востребованы и сады в духе модерна, с их причудливыми, плавными формами и весьма характерной растительностью.

Мощение в таком саду в большинстве случаев выполняется из брусчатки, выложенной в виде геометрических рисунков с чередованием светлых и темных тонов. Тут весьма кстати будут и разнофактурные дорожки, со вставками из гальки и других подходящих материалов. Стилеобразующий момент в данном случае – не столько используемый материал, сколько сама форма тропинки, ее изгибы, рисунок вставок из гальки или декоративных отсыпок и так далее. Сад в стиле модерн максимально насыщен эмоциями, и, как ни сложно применить понятие «эмоциональность» к такой инертной части садового пейзажа, как тропинка, надо все же попытаться добиться именно этого ощущения.

Вдохновленные кантри-стилем

Текстура и цвет составляющих элементов сада у дома в стиле кантри часто повторяют особенности материалов, из которых построен дом. Это может быть дерево, кирпич или естественный камень. Однако королем дорожек в таких садах, безусловно, стал клинкерный кирпич. Он производится при очень высоких температурах. Такое «спекание», при котором не может остаться никаких включений и пустот, гарантирует ему невероятную прочность и долговечность. Помимо этого, для него характерны морозостойкость, низкая пористость (а значит, отсутствие разрушений из-за высокой влажности) и потрясающая износоустойчивость. Качественный клинкер способен выдержать высокие давления, практически не подвержен вредному влиянию кислот, щелочей и солей. При укладке дорожек есть возможность положить его на ребро или плоской стороной – и в том и в другом случае он выглядит прекрасно.

Следующим по популярности в данном стиле нужно считать рваный камень, натуральный или искусственный. Дорожки из рваного камня кружат и петляют среди ярких цветов, а их окраска, варьирующая от бледно-желтого до насыщенного кирпично-красного, лишь подчеркивает буйство цветовой гаммы окружающей их растительности.

Хорошо зарекомендовала себя в таком саду тротуарная плитка, изготовленная методом вибропрессования. Она имеет шероховатую поверхность, исключающую скольжение, а предлагаемая цветовая гамма (серый, красный, желтый, коричневый) подходит для стиля кантри.

Мавританский стиль

Мавританский стиль привлекателен для обитателей северного полушария уже одним тем, что дарит недостающую Северу красочность. Его также относят к регулярным стилям, поскольку симметрия, основанная на центральном положении обязательного для восточного сада водоема, здесь строго соблюдается. Огромное значение придается мощению – часто более двух третей мавританского сада оказываются «закованы» в камень. Это обусловлено тем, что на родине стиля, в Марокко, сады устраивают во внутреннем дворике, почти полностью замощенном.

Мавританский стиль позволяет погрузиться в мир цвета, используя все колористические находки современных производителей материалов для садового мощения. Яркие геометрические узоры помогают создать индивидуальный проект сада, проявить свою креативность.

Каким бы ни был ваш сад по стилю, нельзя игнорировать микроклиматические условия в нем. Имея выбор из нескольких вариантов материалов для мощения, следует обратить внимание на сумму недостатков и достоинств каждого из них и попытаться представить, как именно каждый материал поведет себя в тех или иных уголках сада.

Особого внимания заслуживает мощение в японских садах и современных авангардных проектах. В обоих случаях имеется столько нюансов и тонкостей, что об этом можно писать целые тома.

Например, кирпичное покрытие в случае избыточной влажности приобретает зеленоватый оттенок, а монолитные бетонные дорожки из-за больших габаритов составляющих их пластин могут растрескаться при замерзании и оттаивании почвы. Поэтому желание соответствовать стилю не должно возобладать над здравым смыслом, тем более что выбор материалов поистине огромен, и надо лишь чуть дольше подумать над этим вопросом, чтобы сеть дорожек сада была в полной гармонии с его с дизайнерским решением и в то же время служила вам верой и правдой весьма продолжительное время.

Ландшафтный дизайн

Между ландшафтом и интерьером

Домашний кинотеатр, бар с заморскими напитками, джакузи и душевая кабина с хромотерапией… Нет, конечно же, все это и много чего еще для комфортного отдыха в загородном доме имеется. Но, право слово – как здорово посидеть на крылечке, наблюдая за тихо падающими с деревьев осенними листьями. Или, закутавшись в теплый плед, покачиваться в кресле, установленном на террасе, коротая чудный вечер за рюмкой доброго коньяка и наблюдая за садящимся за горизонт солнцем. А столь любимая нашими предками веранда? Да в доме это самое лучшее место для полной релаксации!

Впрочем, и с точки зрения прагматичного хозяина, которому все равно, где проводить время – на террасе ли, в беседке у пруда или перед телевизором в спальне, – вышеозначенные конструкции весьма важны. Во-первых, они расширяют полезную площадь дома. Застекленная веранда может использоваться как жилая комната в теплое время года. А терраса, если она возведена по периметру всего второго этажа, станет продолжением тех комнат, с которыми «граничит». На втором этаже гостиная? Посидели, пообщались – вышли на террасу подышать свежим воздухом. На втором этаже спальные комнаты? Утренний и вечерний моцион гарантированы.

Размеры площадки крыльца выбирают в зависимости от архитектуры дома. На фоне большого дома маленькое крыльцо будет выглядеть нелепо, а большое крыльцо у маленького дома – смешно. Но в любом случае размеры крыльца и площадки должны быть не меньше 120–180 см по фронту, чтобы обеспечивать беспрепятственное открывание входной двери. Крыльцо и вход в дом в темное время суток следует хорошо освещать.

Во-вторых, крыльцо, веранда и терраса могут стать той самой стилистической доминантой, той самой дизайнерской «фишкой», которая украсит не только фасад, но и весь дом, сделав его уникальным, неповторимым, подчеркнув вкус хозяина и даже… его общественное положение.

С террасой и верандой более-менее понятно. Но как можно обыграть дизайном такую простейшую, привычную со школьных учебников по истории Древней Руси и детских сказок конструкцию, как крыльцо? Очень просто!

На золотом крыльце сидели

Владелец рубленого дома, построенного на крутом берегу Волхова, например, сделал так: поскольку участок начинается у воды, он соорудил причал для катера, а от него – лестницу до самого дома, которая идет через весь участок, «перерастая» в спрятанное под навесом крыльцо. И пусть кто-нибудь после этого скажет, что дом на возвышенности – это неудобно, некрасиво и непрестижно.

На берегу Финского залива можно увидеть дом, крыльцо которого стилизовано под корабельную рубку: лестницы идут с двух сторон и заканчиваются полукруглой, выдающейся вперед площадкой с перилами – разве что штурвала нет. А сам дом, сделанный в легком, воздушном стиле, напоминает корабль, который вот-вот оторвется со своего фундамента и выйдет в море. Решений – самых оригинальных – очень много, все зависит от конкретной архитектурной концепции дома. Единственное, что трудно представить даже в самом страшном сне, – это деревянный дом вовсе без крыльца! Подобные сооружения испокон веку именовались не иначе как сараями.

Архитектурный облик и дизайнерские решения террасы и веранды должны полностью соответствовать конструктивному и стилевому решению дома. В рубленых домах веранда, как правило, устраивается в виде сруба, устанавливаемого рядом с домом.

Но, какие бы чудеса ни творила фантазия проектировщика, определенные правила при возведении крыльца все равно следует соблюдать. С точки зрения строительной науки крыльцо представляет собой площадку у входной двери дома, к которой ведут несколько ступеней, – вот так скучно представляются в учебниках даже те уникальные конструкции, которые мы описали выше. Сколько ступеней должно быть: пять, шесть или одна? Наличие ступеней и их количество зависят от высоты отметки уровня пола в доме. В домах, установленных на грунте, это может быть и одна ступень, а в домах с цокольным этажом количество ступеней определяется высотой цоколя. В общем, как и в случае с лестницей – наружной или внутренней – число ступеней выбирают исходя из удобства и безопасности.

Как сделать лестницу крыльца? Фронтально, с одной или сразу с двух сторон – в зависимости от архитектурного решения дома, удобства входа-выхода и планировки участка. Чаще всего делают одномаршевую лестницу, но при высоком расположении входной двери крыльцо может быть оборудовано двухмаршевой прямой или поворотной лестницей с промежуточной площадкой. Входную дверь обычно открывают наружу, и лишь те, кто боится снежных заносов, монтируют дверь, открывающуюся вовнутрь. При фронтальном крыльце ось двери должна быть несколько смещена относительно оси ступеней. Такое расположение более удобное, чем симметричное, так как в этом случае дверь не будет мешать свободному проходу. Но это правило работает, только когда крыльцо маленькое. Если же оно просторное, то как проходит ось двери относительно площадки – не имеет значения, а часть самой площадки может использоваться для отдыха в теплое время года, о чем мы еще поговорим.

Что касается досок настила, их не следует подгонять плотно друг к другу, чтобы дождевая вода не скапливалась на площадке. С этой же целью площадку и ступени лестницы делают с небольшим (от одного до полутора градусов) уклоном наружу. Особенно это важно зимой, когда образуется наледь и ступени становятся небезопасными.

Перила, равно как и ограждение площадки крыльца, обязательны. При этом высота перил должна быть такой, чтобы с крыльца случайно не упали маленькие дети, коль таковые имеются. И конечно же, над крыльцом нужен навес, для которого чаще всего выбирают те же кровельные материалы, что и для дома. Навесом может служить продолжение одного из скатов крыши либо специально изготовленные оригинальной формы конструкции, закрепленные на стойках или стенах. Например, кованый козырек на ажурных подставках, который отлично будет смотреться на фоне деревянного дома. Особенно в сочетании с коваными же перилами.

Однако часто случается, что крыльцо, в которое вложено так много сил и средств, вдруг перекашивает или оно начинает «отъезжать» от дома. В чем причина? В фундаменте и опорах! Внутренней опорой для лестницы крыльца обычно служит деревянная консоль, врубаемая в венец сруба. Если для внутренней опоры соорудить отдельный фундамент, то тогда и возможен перекос крыльца относительно дома при его осадке. А для наружной опоры необходим тот же фундамент, что и для самого дома. Оптимальный вариант – когда дом и крыльцо имеют общую крышу и фундамент: при этом нагрузки на фундамент перераспределяются и практически исчезает опасность перекосов за счет посадок грунта и стенок сруба. Крыльцо можно и пристроить к дому, но для этого нужен четкий инженерный расчет, чтобы нагрузки на фундаменты дома и крыльца не привели с годами к перекосам.

Но кто сказал, что крыльцо обязательно должно выступать за пределы дома? Возможна конструкция крыльца, находящегося с домом под общей крышей, – оно монтируется в проеме, огражденном двумя стенами, надежно защищающими от ветра. При достаточно большой площади такое крыльцо превращается в прекрасную террасу. Никита Демидов любил сиживать как раз на таком крылечке: для хозяина Урала стелили ковер, выносили из горницы кресло, накрывали стол – и он часами смотрел на горы и дымящиеся трубы заводов…

Хотя терраса – это вполне самостоятельная конструкция деревянного дома. На нее мы сейчас и поднимемся.

На дощатой террасе близ конопляника

Терраса может примыкать к одной из боковых поверхностей дома или даже ко второму этажу. При этом обязательно должна быть обеспечена связь с одним из внутренних помещений. Ограждения террасы – дело вкуса хозяина. В условиях Северо-Запада для террас чаще всего делают крышу и боковое ограждение. Крыша может быть отдельной или являться продолжением крыши дома за счет удлинения стропил. Иногда ставят тенты или переносные зонты, выполняющие функции кровли. Боковые ограждения – парапеты, экраны, трельяжи, в плоскости которых высаживаются зеленые насаждения. Иногда в этой роли выступают… кадушки с растениями. Но терраса может быть и полностью открытой, обнесенная лишь легкими конструкциями из резного дерева или кованого металла.

Есть два основных варианта устройства террасы. Она может быть включена в конструкцию дома и поддерживаться снизу стоечно-балочной системой (чаще всего это относится к террасам второго этажа). Если же цоколь дома поднят достаточно высоко, его по всему периметру может опоясывать терраса, установленная на столбчатом фундаменте, – смотрится элегантно и стильно. И здесь, как и в случае с крыльцом, столбчатый фундамент должен быть выполнен на высоком профессиональном уровне с учетом грунтов и фундамента самого дома. Иначе терраса в один прекрасный день из-за осадки может «отъехать» от дома или сползти вниз.

Пол террасы делают из струганых досок, без плотной подгонки друг к другу, чтобы вода, которая может попадать даже на закрытую террасу, свободно уходила через щели. Надо подумать и о том, как эту воду отводить. Обычно под полом террасы устраивают водосборник с водоотводящей трубой или лотком. А для того чтобы древесина не мокла, пол террасы поднимают над грунтом и пространство под полом делают вентилируемым.

Построив террасу, ее необходимо обыграть стилистически. Отлично смотрится грубая, под старину, деревянная мебель. Зелень часто доминирует в оформлении террасы. Вьющиеся растения дадут хорошую тень летом и станут той самой «природной стеной», которая будет ограждать террасу. А в качестве освещения могут быть использованы настенные светильники, которые сделают обстановку еще более романтичной…

На веранде, увитой плющом, выходившей в сиреневый сад…

Веранда… С ней так много связано у русского человека, что на тему времяпрепровождения в ее уютных стенах можно писать рассказы. Уездное дворянство чаевничало на верандах, здесь же спорили, устраивали дискуссии, вели разговоры за жизнь… Потому что обстановка располагала: вроде бы в доме, но в то же время как бы и на природе. Впоследствии веранда превратилась в холодное помещение, своего рода прихожую деревянного дома, в которой хранились варенья-соленья, висели банные веники да пучки лесных трав. А летом в ней жили. Веранда современного загородного дома – это еще одна, совершенно необычная гостиная. Впрочем, от лирики пора перейти к делу. То есть к устройству веранды, которая представляет собой закрытую террасу, расположенную вдоль дома.

Принципиально важное значение имеет остекление веранды: пропорции и форма окон, рисунок оконных переплетов и даже вид стекла во многом определяют облик фасада.

Крышу веранды делают односкатной, при этом подбирают тот же кровельный материал, что и для дома. Но уклон должен быть немного больше, чем крыши дома, так как в случае дождя кровля веранды будет принимать на себя повышенный объем атмосферной воды. Если веранду рубят одновременно с основными стенами, то ее крыша может стать продолжением крыши основного дома.

Внутреннее убранство веранды требует не меньшего внимания, чем любая комната загородного дома, – должен быть выдержан стиль. Иногда веранду оформляют в деревенском духе: живописно развешанные на стенах пучки сухой полыни, дарящей ни с чем не сравнимый аромат, круглый стол с кипящим самоваром, на ручках которого висят связки бубликов. Нередко ограничиваются комплектом плетеной мебели, украшая помещение многочисленными домашними цветами, – и тогда веранда становится неким подобием зимнего сада, из которого можно пройти на первый этаж дома или по лестнице в мансарду…

Но как бы за красивыми рассуждениями о приятном времяпрепровождении на веранде не забыть о тех грустных картинах, которые иной раз приходится наблюдать в местах массовой застройки. Одна веранда – как картинка, украшающая своими витражами дом. Другая просела в землю. Боковину третьей повело. А вот и совсем страшная веранда, центр которой просел, а углы задрались. Причина, как вы уже сами, наверное, догадались, все в том же самом фундаменте, неправильное устройство которого может свести на нет все хлопоты по строительству и оформлению этого помещения. Чаще всего фундамент заливают такой же, как и под домом, тогда веранду без опасений деформации можно прочно крепить к конструкциям дома. А вот если веранду ставят в целях экономии на столбики, без учета характера грунтов и фундамента под домом, не прикрепляя ее жестко к стене, – это оборачивается теми неприятными вещами, о которых мы рассказали. Поэтому лучше всего еще на стадии проектирования определиться, какими будут веранда, крыльцо и терраса, чтобы фундамент под домом заливать с учетом этих конструкций. Пристроить их, конечно, можно и потом, но сложностей будет больше. А зачем они вам? Ведь в загородном доме надо наслаждаться отдыхом, а не героически преодолевать трудности, которые сами же себе и создали.

WildWeb

Top.Mail.Ru